<< Назад | |
1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.
2. Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
3. За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комментарий к статье:
1. Комментируемая статья, посвященная обращениям граждан в органы местного самоуправления, полностью изложена в новой редакции в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2006 г. N 198-ФЗ в связи с принятием Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"*(144), сфера применения которого определена в его ст. 1 (здесь и далее в ред. Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 80-ФЗ*(145)) следующим образом:
названным Законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (ч. 1);
установленный названным Законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ч. 2);
установленный названным Законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором РФ или федеральным законом (ч. 3);
установленный названным Законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами (ч. 4).
В части 1 комментируемой статьи указано, что граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. Данное положение основано на норме ст. 33 Конституции РФ, предусматривающей, что граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Следует также отметить, что в отношении права граждан на обращение в ст. 2 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" указано следующее:
граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам (ч. 1);
граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 2);
рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно (ч. 3).
. Исходя из изложенной выше сферы применения Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" часть 2 комментируемой статьи в отношении порядка и сроков рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления полностью отсылает к названному Закону.
В прежней редакции комментируемой статьи (т.е. до внесения изменений Федеральным законом от 1 декабря 2006 г. N 198-ФЗ) предусматривалось, что: должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в органы местного самоуправления в течение одного месяца (ч. 2); порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливаются законами субъектов РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (ч. 3).
Согласно же ч. 2 ст. 3 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, лишь дополняющие гарантии, установленные названным Законом.
Сроки рассмотрения письменного обращения в ст. 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ*(146)) определены следующим образом:
письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в ч. 1.1 данной статьи (ч. 1);
письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства РФ в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения (ч. 1.1);
в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч. 2 ст. 10 названного Закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (ч. 2).
3. В части 3 комментируемой статьи предусмотрено, что за нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. В статье 15 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" аналогично указано, что лица, виновные в нарушении названного Закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
Административная ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан установлена статьей 5.59 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 80-ФЗ): нарушение установленного законодательством РФ порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.